Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 3

это такое мелкотемье... Все дело в том, что музыка должна быть освещена талантом и настоящим чувством. Возьмите советских классиков - Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Каким разнообразным было их творчество - они писали и для джаза, и для эстрадно-симфонического оркестра, которым в свое время дирижировал Силантьев... Тот же Шостакович: сколько у него "легкой" музыки - например, галопы... У Хачатуряна - вальс из "Маскарада". Это же гениальное сочинение, и в то же время - это произведение "легкой" музыки".

И вот, возвращаясь к Дунаевскому, мы можем заметить, что в брошюрах и статьях о нем, в музыкальных передачах по радио и телевидению подчас однобоко и противоречиво истолковывается смысл многих его известных сочинений. Причину найти нетрудно. Как уже было сказано, по своим формальным признакам сочинения Дунаевского относятся к музыке, обозначенной термином "легкая". Поэтому любое ее истолкование так или иначе должно быть соотнесено с этим термином. И вот драматический "Выходной марш" из кинофильма "Цирк" до сих пор трактуется как жизнерадостное произведение, полное праздничного пафоса. В звуковом альбоме "Музыка советских кинофильмов", выпущенном фирмой "Мелодия", мы слышим, например, такие слова: "Замечательную музыку написал Дунаевский к фильму "Цирк". Весело и чуть иронично передает она атмосферу арены и кулис цирка. Таковы забавные куплеты старых велосипедистов.  Т а к о в   и   "В ы х о д н о й   м а р ш " (разрядка моя. - Н.Ш.).

"Выходной марш" действительно передает атмосферу арены и кулис цирка. Но почему он приравнен к куплетам старых велосипедистов, которые распевают: "Сбежала дочка в одной сорочке... Весь век мы поем, все поем, опять поем"? "Выходной марш" не ироничен, а драматичен. Его драматизм обусловлен психологической заданностью; он характеризует сложность переживаний героини фильма, американской цирковой артистки Марион Диксон, которая готовится к "номеру на пушке" с большим душевным страданием. Ведь это  е е  выходной марш,  е е   в ы х о д   н а   а р е н у! Силой своего таланта композитор Убеждает, что марш может выражать не только "коллективизм чувств", но и психологию индивидуальности. Уже не приходится говорить о том, что в этом произведении явственно прослушивается мотив тревоги - ведь в цирковом искусстве Дунаевский видел не только волшебную жизнерадостность и яркую праздничность, но и волевое напряжение, риск... Произведение, подобное "Выходному маршу", требует многогранной оценки, а она немыслима без четкого эстетического подхода к искусству "легкого" жанра вообще.

С именем Дунаевского связано ощущение яркого солнечного света, молодости и счастья. И это справедливо. Но подобно тому, как легенда о "солнечном" Моцарте долгое время мешала объективной оценке его трагедийного дара, так и привычный тезис о "солнечном" Дунаевском заслоняет драматический пафос многих его произведений. Вот как А. Пэн прокомментировал случай, происшедший во время похорон Дунаевского:

"Одна замечательная особенность его музыки невольно обратила на себя внимание в те скорбные минуты, когда столица провожала в последний путь любимого композитора. Во время гражданской панихиды звучала траурная музыка. Но в огромном наследии композитора не нашлось ни одного произведения, исполнение которого здесь было бы уместным, ибо Дунаевский был певцом радости жизни, певцом юности, звонким запевалой нашей страны"2.

Как мы видим, приводимый факт должен был подтвердить мысль о Дунаевском как о певце радости. Но увы! Он свидетельствовал лишь о том, что тезис о "солнечном" композиторе оказался всесильным: никто не вспомнил, что в списке сочинений Дунаевского есть  Р е к в и е м  памяти Орджоникидзе для смешанного хора, солиста и симфонического оркестра;