Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 8

на каждом шагу. С одной стороны, песни Дунаевского следует сохранять с первоначальными словами, с другой - это нередко противоречит здравому смыслу. В книге В. Викторова "Запевалы" приводится такой случай: польская медицинская сестра-монахиня плакала, слушая, как раненый советский солдат пел "Дальнюю сторожку" Дунаевского... Но плакала ли бы она, если бы понимала слова: "Заносит он молоток свой, волной вздымается грудь... Как солнце, орден сияет, идет старик с молотком"?... Глубок и благороден лирико-драматический подтекст "Дальней сторожки", но стихи Е. Долматовского заставляют слушателя воспринимать ее просто как песню о смелом путевом обходчике. Искрист и заразителен буйный оптимизм "Курортной песни", но стихи В. Волженина превращают ее просто в музыкальное приветствие для отдыхающих.

Каков же вывод?

Судьба многих песен Дунаевского так же драматична, как и судьба его оперетт. По-прежнему неувядаемы, свежи и ярки мелодии нашего композитора. Но не все стихи выдержали испытание временем. И даже в тех случаях, когда стихи хороши, музыка Дунаевского все равно "перешагивает" их границы. Но не всегда "перешагивает" слушатель: он подчас остается в пределах содержания текста. И это - еще одна причина, порождающая в нашем быту однобокие суждения о Дунаевском. К "легкой" музыке Дунаевского постоянно обращались "серьезные" мастера искусств - факт весьма примечательный. Вокальные произведения композитора пели Надежда Обухова, Елена Катульская, Елена Кругликова, Мария Максакова, Софья Преображенская, Елизавета Шумская, Вероника Борисенко, Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Сергей Лемешев, Марк рейзен, Алексей Иванов, Андрей Иванов, Борис Гмыря, Иван Петров, Георг Отс, Евгений Нестеренко... Целое созвездие имен! В 30-е и 40-е годы к его произведениям обращались такие выдающиеся дирижеры, как А. И. Орлов, К. И. Элиасберг, Е. А. Мравинский. А в недавнее время симфоническая музыка Дунаевского нашла своего прекрасного интерпретатора в лице В. Кожухаря.

И все-таки не будем обольщаться этими отрадными фактами. В настоящее время интерпретация произведений Дунаевского порой внушает сильное беспокойство...

Одним из постоянных исполнителей музыки Дунаевского был Юрий Силантьев, руководивший эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Силантьев был страстным пропагандистом советской песни - ни один авторский концерт почти каждого композитора-песенника не обходился без его оркестра. Он любил музыку Дунаевского и систематически ее исполнял - здесь трудно переоценить его заслугу. В свое время ему посчастливилось быть в непосредственном творческом контакте с самим композитором: на Всесоюзном радио хранится запись "Колыбельной Мэри" из кинофильма "Цирк", где симфоническим оркестром Московской филармонии дирижирует автор, а партию одной из солирующих скрипок исполняет Силантьев.

Тем более странно, что испытав на себе воздействие Дунаевского как дирижера, Силантьев впоследствии не всегда вспоминал о том, как композитор упорно добивался от оркестрантов гибкости и изящества каждой музыкальной фразы. И вот результат - популярный "Концертный марш" в исполнении оркестра под управлением Силантьева просто невозможно узнать: фразировка здесь полностью смазана, и ключевой образ произведения без остатка растворен в "бешеном", ничем не оправданном темпе. А ведь живая и волнующая музыка совершенно не нуждалась в какой-либо стимуляции... Песню "Дорожная", чей ритм имитирует движение пассажирского поезда, Ю. Силантьев на одном из своих концертов, который транслировался по телевидению, решил "прогнать" в темпе экспресса. И вот миллионы телезрителей-слушателей оказались свидетелями невольного конфуза хорошего певца С. Мороза, который, стремясь

 

кредит наличными

dorama land