Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 11

профессиональным.

Можно признать любую переоркестровку, любую новую аранжировку, если она связана с попыткой выявления таких качеств песни, которые остались несколько затененными в авторской версии. Но то, что сделал ансамбль "Гая" с песней Дунаевского "Если Волга разольется", вряд ли относится к подобным попыткам. Приспособив песню для эстрадного исполнения, ансамбль "Гая" позаботился прежде всего о том, чтобы она меньше всего напоминала по складу русскую народную песню, в стиле которой ее сочинил автор. Получилась унылая, выхолощенная мелодия, лишенная всякой поэтической прелести, сопровождаемая "подвывающими" верхними голосами, примитивным назойливым аккомпанементом трещоток и холодными, бездушными фортепианными вариациями. Мало того, припев песни был грубо искажен.

И вот в таком исполнении фирма "Мелодия" размножила песню массовым тиражом. Вначале она появилась на пластинке ансамбля "Гая" среди других песен из его репертуара. Но потом та же самая запись вошла и в авторский альбом Дунаевского, с отличной статьей И.В. Нестьева о сложном ярком творческом пути композитора. И здесь нельзя не поразиться поступку безымянного составителя альбома, который поместил вместе песни в различных исполнениях - модернизированном и академическом. Это элементарная безвкусица! А может быть здесь сказалось не совсем ясное представление о музыке Дунаевского в целом. Иначе чем объяснить, что составитель перепутал "Спортивный марш" на стихи В. Лебедева-Кумача со "Спортивной песней" на стихи Б. Ласкина, а знаменитую "Молодежную" из кинофильма "Волга-Волга" преподнес слушателям как песню из кинофильма "Весна"?

Вообще Всесоюзная фирма грампластинок неоднократно выпускала посвященные тому или иному композитору альбомы, в которых чередовались записи традиционного и модернизированного исполнения (например, альбом Б. Мокроусова). Возможно, составители подобных программ исходят из желания доказать слушателю, что такой-то композитор не устарел - вот, пожалуйста, послушайте, как "естественно и пластично" уживаются разные стили исполнения... Не уживаются! И если уж так необходимо пропагандировать старые советские песни в модернизированном исполнении, то не этичней было бы выпускать  с п е ц и а л ь н ы е  пластинки?

На телеэкране несколько раз был показан новый фильм "Встреча с музыкой Дунаевского", в котором снялись самые популярные современные артисты: Алиса Фрейндлих, Лариса Голубкина, Михаил Боярский, Константин Райкин... В телевизионной "Кинопанораме", предваряя выход фильма на экран, Даль Орлов сказал: "Аранжировку музыки очень точно, тактично, с большим уважением к музыкальному первоисточнику сделал композитор Владимир Федоров". Пусть так, хотя "точность" здесь весьма приблизительна. Но возникает все тот же вопрос: неужели мы так и будем поступать впредь - хвалить хороших аранжировщиков и осуждать плохих? Неужели богатейшие партитуры Дунаевского - это лишь повод для "чужих", пусть даже и удачных аранжировок? Неужели им больше не суждено звучать в первозданном виде? И можно ли до конца "проникнуться" Дунаевским, можно ли постигнуть психологическую сущность его музыки, если знакомые до боли мелодии постоянно звучат в чужой оркестровке?

А. Петухов, нынешний руководитель эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, очевидно, считает, что можно. На страницах газеты "Советская культура" (27 августа 1985 года) он просто и ясно декларирует свой принцип: песенную классику надо приближать "к современному письму, к вкусам и запросам сегодняшней, в основном молодежной аудитории". Обратим внимание: не людей приобщать к классике, а наоборот, приспосабливать классику к "запросам" людей, меняющих свои вкусы в зависимости от моды. Однако

 

кредит наличными

dorama land