Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 7

путем различных ухищрений и фактурных нагромождений, а путем выявления специфических качеств инструментов в их ансамблевом звучании и выразительной "перекличке". Не ассоциируются ли творческие принципы Дунаевского с деятельностью Глинки, который стремился "демократизировать" инструментальный ансамбль, придать ему колорит напевности, с тем чтобы приблизить к бытовой музыке, любимой широкими народными массами?

          В творчестве Дунаевского есть такие "музыкальные моменты", когда композитор откровенно дает понять своим слушателям, что он склоняется перед гением Глинки. Обратимся к одному из эпизодов в кинофильме "Кубанские казаки". Только что отзвучала "Кубанская пляска" Дунаевского. Страстность и сила чувства, заключенные в музыке, передаются в зрительный зал, и публика неистово восторгается - не музыкой, а плясунами. Но вот вслед за "Кубанской пляской" начинает звучать другая мелодия - задушевная, немного грустная... Невидимый баянист изливает свою душу в "Жаворонке" Глинки. "Какая хорошая музыка!" - восклицает героиня фильма Даша, словно просветленная и спасенная этой нежной мелодией. Действительно, спасенная. Потому что там, на сцене, под музыку "Кубанской пляски" несколько минут назад демонстрировал свое искусство коновод Вася - ее преследователь, от которого она не знала куда скрыться. Но Даша все же скрылась со своим возлюбленным, - и теперь они сидят вдвоем на садовой скамейке, и первое объяснение в любви происходит на фоне тихо доносящейся издалека мелодии "Жаворонка"... Так одну из лирических сцен фильма Дунаевский построил на контрастном сопоставлении двух мелодий, отдав предпочтение той, которая принадлежала великому русскому композитору.

          Всю свою творческую жизнь Дунаевский готовился к сочинению большой оперы. В довоенные годы он начал работать над оперой "Рашель" по либретто М.А. Булгакова, однако некоторые непредвиденные обстоятельства вынудили его прекратить работу. И в послевоенные годы композитора не оставляла мысль найти сюжет для оперы. Чувствуя себя во всеоружии технических средств, он тем не менее считал, что еще не постиг всех тайн выразительных возможностей речитатива. И здесь, как всегда, он обращается за помощью к Глинке. В письме к И.Е. Серой от 5 января 1953 года Дунаевский снова называет имя Глинки первым в числе тех композиторов, которые помогут ему решить проблему оперного речитатива.

          Говоря о постоянном притяжении Дунаевского к Глинке, невозможно обойти стороной кинофильм "Весна", поставленный в 1947 году Григорием Александровым. Отдельным эпизодам фильма следует, пожалуй, уделить особое внимание...

          *

          В "Весне" чрезвычайно важны эпизоды, эффектно изображающие творческие эксперименты на киностудии. В чем прелесть этих эпизодов? По сюжету фильма, кинорежиссер Громов, болезненно отреагировав на пренебрежительное суждение ученой Никитиной о кино, решает опровергнуть ее не только ответной репликой и цитатой из Гоголя, но и непосредственным приобщением к таинственному художественному процессу, вернее, к  д у х у  киностудии. И вот Никитина попадает в волшебное царство, где время смещено и где можно встретиться с выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Велико эмоциональное воздействие этих волшебных кадров на зрителя! Но чем оно достигается? Не только умной режиссурой Александрова, сумевшего согласовать масштабную романтическую пышность эпизодов с тонкой нюансировкой деталей, но и мастерским музыкальным оформлением Дунаевского.

          Музыкальное воплощение эпизодов "прохода" наших героев по киностудии хотелось бы обозначить как "движение к Глинке". Процесс этого движения сопряжен с основной целью композитора - создать такую поэтическую атмосферу, благодаря которой зрители (слушатели!)

 

кредит наличными

dorama land