Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 2

Дунаевский уже убежденный симфонист: в авторских концертах его песням теперь аккомпанирует только симфонический оркестр. Мало того, композитор не только создает новые симфонические партитуры, но и занимается переинструментовкой своих прежних джазовых сочинений (в том числе знаменитого "Выходного марша") для симфонического оркестра и настоятельно требует, чтобы эти джазовые сочинения исполнялись именно в симфонической версии. Удивительно, что, приобретая новую оболочку и став "серьезней", джазовые произведения не теряли своих первозданных качеств и той очаровательной изящности, которой отмечены лучшие сочинения композитора, созданные в стиле "легкого" жанра.

          Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д.Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму "Дети капитана Гранта" Дмитрий Дмитриевич писал: "Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента... Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений. Действительно, в музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей. Мне кажется, что если бы композитор и в дальнейшем уделял внимание симфоническим возможностям своего дара (разумеется, в пределах его любимого жанра), то он смог бы и здесь достигнуть большого успеха"4.

          Точно и емко определив характер произведения Дунаевского, великий симфонист допустил лишь одну неточность: он выразил сожаление, что "блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане"5. Между тем Дунаевский, повинуясь внутренней необходимости, продолжал весьма интенсивно трудиться именно "в этом плане", и о произведениях подобного рода здесь уже шла речь, и пойдет еще речь впереди.

          Трудно охватить "в общих чертах" все симфонические произведения Дунаевского без риска сбиться на беглый перечень, но можно попытаться указать на характерные качества некоторых из них. И вот мы сталкиваемся с любопытным фактом: оставаясь традиционным как симфонист, Дунаевский все же не мог избежать некоторого влияния крупнейших представителей новой музыки XX века. Мы ясно ощущаем элементы "скрябинизма" в патетических местах музыки к кинофильму "Светлый путь", в особенности в финале, где композитор пытается соединить аксессуары симфонической поэмы с фортепианным концертом и с кантатой - явная ориентация на "Прометея" Скрябина с целью добиться апофеозно-эффектной концовки фильма. А симфонический эпизод "Разлив металла" в кинофильме "Испытание верности" своей оптимистической торжественностью, полетной раскованностью и громкоглас-ностью победных звучаний перекликается с "Праздничной увертюрой" Шостаковича. Примечательно здесь то, что оба произведения созданы в одном и том же 1954 году, совершенно независимо друг от друга, но как бы в едином творческом созвучии.

          Особая тема для разговора - это увертюры Дунаевского. Их объединяет яркая театральность вне зависимости от предназначения. Их музыка отличается структурной четкостью, логическим развитием противоборствующих и однотипных образов, а также той свободой изложения, которую принято называть "стихийной", но которая на самом деле порождена неуемной фантазией в сочетании с профессиональным совершенством. Возьмем ту же увертюру к кинофильму "Дети капитана Гранта". Какая здесь волнующая сплоченность различных образов и настроений! Безумно жаль, что во второй редакции автор изъял волевую "ударную" концовку и заменил ее возвратной тревожной темой, которой начинается увертюра. Но в то же время понимаешь закономерность авторского решения: ему было важно, чтобы крайние разделы увертюры были созвучны в своей "предупреждающей"

 

кредит наличными

dorama land