страница 3 |
безотрадный факт, что в те времена на Кубани не было никаких ярмарок. "Не было, так будет!" - вот из какого принципа исходили Пырьев и Дудаевский. С большой искренностью и твердой убежденностью в своей правоте они хотели подарить людям красивую надежду на счастливую жизнь. "Рождение фильма из духа музыки"... Эта фраза, принадлежащая некоему газетному рецензенту и приведенная в книге киноведа из ГДР Михаэля Ханиша "О песнях под дождем"5, может быть полностью применена к фильмам почти всех режиссеров, сотрудничавших с Дунаевским. Неоднократно случалось, что под воздействием только что сочиненной музыки режиссер изменял сюжет и конструкцию фильма, в результате чего духовная суть человеческих образов радикально преображалась. Это было полное торжество музыкальной драматургии, которая, создавала единство всего фильма. Не музыка зависела от фильма, а фильм от музыки. Вот эти неоценимые качества Дунаевского-драматурга были широко известны, и подчас случалось, что его в срочном порядке отправляли спасать "чужой" фильм. Так, в 1943 году, находясь в Алма-Ате, он обработал и оркестровал мелодии из оперетт Оффенбаха и Кальмана для кинофильма "Актриса", чьим музыкальным оформлением занимались А. Рябов и О. Сандлер. А в 1950 году, оторвавшись от работы над опереттой "Сын клоуна", он помог композитору А. Спадавеккиа переконструировать музыкальное решение кинофильма "Смелые люди". Ни в первом, ни во втором случае имя Дунаевского в титрах фильмов не было названо. Дебют Дунаевского в кино - фильм "Первый взвод" (1933). Фильм (пусть во многом схематично) воскрешает события, связанные с первой мировой войной, показывает прозрение солдат, которые под воздействием большевистской пропаганды отказываются продолжать войну и перестают подчиняться Временному правительству. Если просмотреть авторские рукописи, хранящиеся в ЦГАЛИ (клавиры, партитуры, разрозненные оркестровые голоса), то можно убедиться, с какой тщательностью композитор стремился проникнуть в замысел кинорежиссера. Он еще был новичком в кино, он еще не смел диктовать что-либо режиссеру В. Корш-Саблину (кстати, последний впоследствии очень гордился, что Дунаевский дебютировал в кино именно у него), но музыкальные номера выполнены настолько красочно и самобытно, что они не могли не повлиять на поэтику фильма в целом. Само перечисление отдельных музыкальных эпизодов свидетельствует о многообразной работе композитора и о его разнообразных художественных решениях: "Прощание с деревней", "Отъезд мобилизованных", "Весна" (интермеццо), "Перед атакой", "Боевая атака", "Бой", "После боя", "Бегство", "Смерть Шапиро", "Манифестация", марш, танцевальные номера - полька и вальс. У Дунаевского не только оркестр звучит живописно, но и небольшие ансамбли колоритны в своем звучании - таков вальс для окарины, концертино и жалейки. Музыкальная канва фильма расцвечена интонациями русских, белорусских, еврейских песен. В фильме "Первый взвод" песня еще не приобрела значения "идеологического фокуса", но она достаточно выразительно передает настрой эпизода (невеселая окопная песня под баян - перед атакой) и дает повод для создания лейтмотива (колыбельная). Когда пытаешься проследить творческий путь Дунаевского в кино, то прежде всего обращаешь внимание на семимильные шаги, которыми он шагал в новом для него искусстве. И действительно, если первые два фильма, к которым он написал музыку (второй фильм - "Дважды рожденный"), не имели общественного резонанса ни за рубежом, ни даже у нас в стране, то фильм "Веселые ребята", вышедший всего лишь через год, сразу же поднял его авторитет кинокомпозитора до международного уровня. Причем Дунаевский поражал не только масштабной значимостью своих развернутых музыкальных |