Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 5

 у т в е р д и л   и   у з а к о н и л  опыт, рожденный в народе. Вероятно, создавая "Каховку", он "оглядывался" на революционную песню "Смело мы в бой пойдем", в основу которой была положена мелодия старинного романса "Белой акации гроздья душистые".

          Продолжая разговор о многозначности песеннего образа у Дунаевского, нельзя обойти молчанием популярную "Молодежную" из кинофильма "Волга-Волга". Обычно она трактуется как удалая, жизнерадостная песня-пляска, дающая тонус всей картине в целом и символизирующая (по сюжету) радостную победу народных талантов над консерватором и бюрократом Бываловым. Это безусловно так. Но следует учесть еще вот что. Во всех кинокомедиях Александрова и Дунаевского, помимо сатиры, заключен глубокий лиризм, и этот лиризм проявляется подспудно даже в самых смешных ситуациях - отсюда и источник так называемой "переживательности". И вот "Молодежная" концентрирует в себе далеко не однозначные образы: и ликующую танцевальность, и поэтическую задушевность.

          Юрий Алянский в книге документальных новелл об искусстве блокадного Ленинграда рассказывает о споре, который возник в молодежном танцевальном ансамбле А. Обранта. Юноши и девушки спорили, каким должно быть искусство в военное время: агитационным или лиричным? Что следует делать: постоянно напоминать бойцам о гитлеровцах или отвлекать их мирной лирикой и невинным юмором? Одни были убеждены, что лирический танец в данное время недоходчив - для бойцов нужно создавать военные танцы с конкретным содержанием. Другие боялись потерять навыки, связанные с танцевальной лирикой... "Да, они понимали лирику упрощенно, - делает вывод Ю. Алянский. - И были неправы, что нет ее в их танцах. "Молодежная пляска", исполнявшаяся на музыку песни Дунаевского из кинофильма "Волга-Волга", стала веселым, радостным самовыражением юности. Разве в этом не было лирики?"7.

          И в самом деле, радостная и веселая "Молодежная" глубоко лирична по своему существу, в ней есть даже отголосок грусти - это легко можно обнаружить, если напевать ее в несколько замедленном темпе. "Молодежная" в годы войны была "радостным самовыражением юности", символом молодости... А ведь нашлись критики, которые поспешили заявить, что радостная муза Дунаевского не выдержала испытание времени, что война отбросила все его творения, кроме "Песни о Родине".

          Кинофильм "Светлый путь" подарил нашему народу еще одну песню-символ - "Марш энтузиастов". Существуют любопытные сведения о том, как сам автор относился к своей песне. Однажды Аркадий Островский, разговаривая с Дунаевским, спросил его, какую из своих песен он считает наиболее удачной. Предполагая, что композитор назовет "Песню о Родине", он удивился, когда услышал в ответ название другого произведения - "Марш энтузиастов". "В этой песне, - сказал Дунаевский, - выражена эпоха. А это - самое главное для художника"8.

          Исааку Осиповичу казалось, что именно в этой песне он достиг вершины романтического взлета и сумел опоэтизировать, как никогда, "мечту прекрасную, еще не ясную". Можно добавить: ни в одной советской песне о романтике созидательного труда не было такого сплава лирики, заразительного оптимизма и гимнической величавости.

          Кинофильм "Светлый путь" обретает цельность в первую очередь благодаря "Маршу энтузиастов", тема которого проходит через весь фильм.

          Впервые тема марша появляется в волшебном сне Золушки-Тани: ткацкая фабрика, на которой она никогда прежде не бывала, представляется ей красивым сказочным дворцом. На фоне пульсирующего аккомпанемента скрипок (имитация равномерного ритма ткацких станков) валторна медленно ведет мелодию припева ("Нам нет преград"), и ее мягкое, завораживающее звучание как бы "обволакивает" Таню,

 

кредит наличными

dorama land