Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 8

ордена в Кремле Таня испытывает необычайный подъем чувств. Прибегнув к сказочной условности, Александров показывает, как она летит над страной в крылатом автомобиле, приветствуя с вышины мечтаталей, героев, ученых. Превратив запев марша в гимническое приветствие, Дунаевский вносит разрядку в предыдущую ситуацию (сцена в Кремле) и вместе с тем, давая возможность героине полностью "выплеснуть" свои чувства, он стимулирует их новый подъем. Отсюда мелодическое изменение в последней фразе первого раздела запева (пример 19).

          Создается впечатление, что композитор как бы заранее не соглашается с мнением, что припев певучей запева (вспомним, как различные импровизированные хоры, вопреки авторской воле, сбавляли темп при переходе к припеву) и намеренно оттеняет мелодизм запева. Тем более что, создав из второй его части миниатюрную, но живописную оркестровую фантазию, он противопоставляет ему хоровой припев в нарочито быстром темпе. Эпизод заканчивается возвращением запева - на этот раз в своем "законном" маршевом ритме. Несмотря на неполноценный текст, он звучит в исполнении Тани - Орловой как апофеоз романтического преображения страны:

          Все то, что было песней, О чем мы грезили и что любили, Стало еще чудесней, Живой сегодняшней советской былью. И нет страны красивее, И нет страны счастливее, Цвети, любимая, необозримая, Несокрушимая моя!

          Текст этот, естественно, за пределы фильма не вышел. Для отдельного издания песни ДАктилю пришлось его отредактировать, но все же "спас" текст не поэт, а композитор. Великая сила - привычка! До сих пор поем мы "Марш энтузиастов" со словами, которые, мягко выражаясь, выглядят довольно странно не только с точки зрения смысла, но и с точки зрения грамматики:

          Ты по степи, ты по лесу,

Ты к тропикам, ты к полюсу

Легла, родимая, необозримая,

Несокрушимая моя!

          В общем, как сказал в своем интервью Евгений Жарковский, в "Марше энтузиастов" замечательная музыка И. Дунаевского "подключила к победе" и автора текста А. ДАктиля, победителей же, как известно, не судят"9.

          ...Однако разговор о функции "Марша энтузиастов" в фильме "Светлый путь" еще не закончен. Отметим последний эпизод, где прозвучали остальные "сбереженные" слова... На сельскохозяйственной выставке открывается новый павильон. Первое слOBO предоставляется Тане. И вместо речи она начинает декламировать под оркестр:

          Создан наш мир на славу, За годы сделаны дела столетий. ...И звезды наши алые Сверкают небывалые Над всеми странами, над океанами Осуществленною мечтой.

          Да не воспримет читатель многоточие в цитируемых стихах как пропуск, хотя две строчки здесь действительно пропущены. Но их нет и в фильме:

          Счастье берем по праву И жарко любим и поем, как дети.

         

Их нет, потому что они уже были в "Веселых ребятах":

          Мы можем петь и смеяться, как дети,

Среди упорной борьбы и труда.

          Но если А.ДАктиль мог себе позволить "одолжить" пару строчек у В. Лебедева-Кумача, то Григорий Александров никак не мог допустить, чтобы похожие песенные тексты странствовали из одного его фильма в другой... Впрочем, при помощи блистательной музыки эти фразы-близнецы все-таки утвердились в быту.

          ...Ну а в данном эпизоде кинофильма "Светлый путь" Дунаевский как бы довершает музыкальную характеристику своей граждански сформировавшейся героини. Упомянутая мелодекламация (при всей ее условности) подчиняется правде и естественности выражений чувств и мыслей Тани, с тем чтобы эпизод логически завершался ее пением - пением не в сопровождении хора, а в  п е р е к л и ч к е  хора: наша стахановка "проверяет", какой отзвук имеют ее эмоции и мысли у тех, кто ее слушает.

          Энергично и волеутверждающе переходит она от декламации

 

кредит наличными

dorama land