Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 14

исполнения: ее поет мужской хор в сопровождении духового оркестра. И опять-таки только один куплет. Любопытно: когда вслед за мужским хором вступает женский хор, подхватывающий припев, он несколько сбавляет темп, и в результате получается как бы двойное смягчение: звучание хора в чуть-чуть замедленном темпе, несомненно, подсказывает иной путь исполнения... Далее следуют великолепные джазовые вариации на тему песни - они будут еще неоднократно повторяться перед финалом фильма. А эпизоды триумфа "Песни о Волге" заканчиваются следующим образом: Дунаевский "соединяет" в один исполнительский коллектив все оркестры и вокальные ансамбли, каждому из которых предназначено по одной музыкальной фразе - начинает духовой оркестр, продолжает струнный ансамбль, "вмешивается" женский хор, выхватывая из середины куплета слова "над землею весна расцвела", затем мелодия передается металлофону, после него вступает джаз-оркестр, которого прерывает солист со струнным ансамблем, и, наконец, последнюю фразу снова воспроизводит металлофон, и, повторенная гавайской гитарой, мелодия "пилой" истаивает в воздухе...

          Но композитор еще не исчерпал все варианты развития своей мелодии. Впереди нас ждет еще один сюрприз - прекрасный лирико-драматический романс для скрипки и фортепиано на тему "Песни о Волге".

          И вот наступает самый ответственный момент. Дуню привели в штаб олимпиады. Она стоит на сцене - на виду у жюри и многочисленных зрителей. Всем не терпится поскорее узнать: кто же автор знаменитой песни? И Дуня собирается с духом:

          - Товарищи! Что хотите со мной делайте, но эту песню сочинила... я!

          И начинает петь - широко, величаво, - и, подхваченная симфоническим оркестром, песня снова превращается в гимническую поэму. Да, это действительно самый ответственный "музыкальный момент":  Д у н я  (Д у н а е в с к и й)  п о к а з ы в а е т,  к а к   н а д о   п е т ь  "П е с н ю   о   В о л г е". Одного этого "момента" было бы достаточно, чтобы решить, какой вариант песни следует сделать каноническим. Но в фильме есть еще один "момент", окончательно снимающий все сомнения. По прихоти сценариста Н. Эрдмана, а также повинуясь режиссерской фантазии Г. Александрова, Дуня исчезает на виду у публики именно тогда, когда председатель жюри олимпиады собирается вручить ей приз. Растерявшийся председатель просит, чтобы хоровой коллектив исполнил песню без участия автора. И хор начинает петь песню в ритме марша. Но едва он успевает допеть куплет, как Бывалов, польстившись на приз, портит этот самый марш: пробравшись на эстрадную площадку, наш вездесущий бюрократ делает попытку солировать припев "Красавица народная", но голос у него срывается, и под общий смех его просят "очистить палубу"... Нет, маршевое исполнение "Песни о Волге" в фильме решительно не удается, а в последнем эпизоде попытка такого исполнения просто-напросто кончается смехом.

          Не исключено возражение: авторы фильма, дескать, в данном эпизоде вовсе не поднимали музыкально-исполнительских проблем; у них была иная задача - показать "поющего" Бы-валова с целью его окончательной и прочной компрометации... Что ж, пожалуй, так оно и есть. Но позволю себе отвлечься и сослаться на один пример из области литературоведения. В книге "Мастерство Пушкина" Д.Д. Благой, рассматривая песню Земфиры "Старый муж, грозный муж" как художественный центр поэмы "Цыгане", подсчитал, что она расположена в среднем из одиннадцати отрывков - шестом; кроме того, он подсчитал, что от начала поэмы до песни Земфиры содержится двести пятьдесят восемь строк, а после песни до эпилога - двести пятьдесят шесть строк. Поразительный математический расчет! Но неужели Пушкин, работая над "Цыганами", прибегал к помощи математики?

 

кредит наличными

dorama land