Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 17

произведения, которых никогда не было в списке его сочинений. Либреттисты создают пьесы, чтобы в них можно было творчески использовать музыку Дунаевского из оперетт и кинофильмов, а дирижеры, подбирая музыкальный материал, создают спектакли, напоминающие, с одной стороны, ревю, а с другой - обладающие признаками настоящего опереточного произведения. Так, в 1967 году Волгоградский театр музыкальной комедии поставил оперетту "Волга-Волга", созданную Д. Пекарским на основе музыки Дунаевского к одноименному кинофильму и других его произведений. Десять лет спустя Таллинский театр оперы и балета поставил спектакль "Два дня весны", в котором использована музыка Дунаевского из кинофильма "Весна" и фрагменты из его оперетт (музыкальная редакция Е. Рохлина). Здесь опять напрашивается аналогия с Иоганном Штраусом. Именно таким способом воскрешалась музыка знаменитого австрийского композитора после его смерти: на сцене стали появляться оперетты, которых он никогда не писал - их создавали другие авторы на основе его различных музыкальных сочинений.

          Последний по времени спектакль, воскрешающий лучшие страницы оперетт и киномузыки Дунаевского, шел с большим успехом на сцене бывшего Омского театра музыкальной комедии в конце 70-х - начале 80-х годов. Он был создан московским драматургом Л. Компанейцем в соавторстве с главным дирижером театра В. Витковским и поставлен главным режиссером А. Паверманом. Спектакль шел под названием "Сердце, тебе не хочется покоя". Он был поучителен во многих отношениях и прежде всего тем, что все его компоненты были подчинены единой цели - раскрытию образного содержания музыки Дунаевского. Омичам в значительной степени удалось добиться того, чего не добились авторы новых версий "Золотой долины", "Дорог к счастью" и других переделок оперетт Дунаевского. Вот почему спектакль "Сердце, тебе не хочется покоя" заслуживает отдельного разговора.

          *

          Это совершенно необычный спектакль. Перед нами не просто пьеса с условными сюжетными линиями, которые дают повод для музыкальной компиляции, а проблемный спектакль, воссоздающий историю возникновения советской оперетты. Иными словами, это не просто спектакль с музыкой Дунаевского, а спектакль о самом Дунаевском.

          Попытка сделать героем оперетты легендарного мастера отечественной "легкой" музыки предпринимается на нашей сцене впервые. Правда, в постановке омичей Дунаевский на сцене не появляется ни разу. Но в принципе это решающего значения не имеет. Имя композитора упоминается постоянно, его присутствие ощущается достаточно ясно ("Что-то давно к нам не заходил Дунаевский", - произносит один из персонажей), о нем говорят с уважением, о нем спорят, его третируют консерваторы и защищают единомышленники. Прием сам по себе не нов. В советской драматургии уже были пьесы, построенные аналогичным образом, - достаточно вспомнить "Последние дни" М. Булгакова, где Пушкин, будучи центральным героем произведения, ни разу не появляется на сцене: вокруг него разворачиваются напряженные события, кипит борьба и скрещиваются мнения.

          Но "Сердце, тебе не хочется покоя" - все же опереточное представление, а не трагедия. И поэтому, каким бы напряженным ни был конфликт, он разрешается легко, весело, с романтическим апофеозом - словом, в стиле своего жанра. Это высокое гражданское звучание спектакля и составляет его главное достоинство. Чувствовалось, что "Сердце..." - не просто очередная премьера в Омском театре музыкальной комедии, а глубоко выношенный, "фирменный" спектакль, который мог появиться в репертуаре только благодаря единой творческой устремленности всего коллектива.

          В театре исподволь шел процесс вызревания спектакля. В свое время "Вольный ветер" и "Белая акация"

 

кредит наличными

dorama land