Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 18

занимали почетное место в его репертуаре. Тем не менее они еще не являлись достаточной базой для возникновения спектакля о Дунаевском (мало ли какие театры ни ставили "Вольный ветер" и "Белую акацию"!). У омских артистов процесс "вживания" в музыку Дунаевского сопровождался систематической пропагандой его творчества. Заслуженный артист РСФСР Г.В. Котов создал литературно-музыкальную композицию "Здравствуй, май!" и жанр этой композиции определил как оду - оду в честь Дунаевского. Объединившись с певцами Омской филармонии, артисты исполняли оду в дворцах и клубах города. Неутомимости артистов можно было позавидовать. С каким увлечением они разучивали малоизвестные и забытые произведения композитора, созданные еще в 20-е годы, чтобы дать им вторую жизнь!

          И вот вновь зазвучали "Куплеты о погоде", романс "Скажите ей". Постоянный участник этих концертов артист В. Ошкуков стал, может быть, единственным эстрадным исполнителем замечательного романса Дунаевского на стихи Константина Симонова "Жди меня" (как правило, симоновские стихи обычно звучат с музыкой Блантера или Горбенко). Что же касается широко известных произведений композитора, то некоторые из них подавались в самом неожиданном ракурсе: (лирическая песня "Под луной золотой", интерпретируемая (обычно женским дуэтом, звучала в исполнении мужского квартета, а вальс из кинофильма "Дети капитана Гранта", написанный автором для скрипки и симфонического оркестра, исполнял инструментальный секстет. Нет, это не была "переделка" Дунаевского. Это были попытки раскрытия новых граней его творчества иными художественными средствами...

          Ну конечно же инициатором всех концертов и автором всевозможных "переложений" был главный дирижер театра Виталий Викторович Витковский. Именно таким способом он воодушевлял артистов и подготавливал их к работе над новым ответственным спектаклем. Многие ли театры музыкальной комедии могли бы поделиться подобным опытом? И стоит ли Удивляться, что спектакль омичей о Дунаевском буквально пронизан взволнованным дыханием всех его участников?

          Спектакль "Сердце, тебе не хочется покоя" явно противостоит тенденции "осовременивания" Дунаевского. Но не кроется ли здесь феноменальное противоречие? Как истолковать этот странный факт: содержание спектакля направлено против консерваторов в опереточном искусстве, а сам спектакль по форме во многом традиционен?

          Никакого противоречия здесь нет. Спектакль показателен для творческой ориентации постановочной группы и всего коллектива театра: уж коли героем стала музыка Дунаевского, то она должна звучать приблизительно так, как ее слышал или мог слышать сам автор.

          Музыкальную редакцию осуществил дирижер-постановщик В. Витковский. Но многое из того, что он сделал, сопряжено, пожалуй, с композиторским творчеством. Взять увертюру. Это действительно увертюра, а не попурри, скомпанованное из различных мелодий. Не будем искать в ней признаков сонатного аллегро. За исключением песни Анюты из кинофильма "Веселые ребята", которая стала одной из музыкальных тем спектакля, материал увертюры основан на темах Дунаевского из других произведений. В одном случае В. Витковский стремится эффектней "подать" знакомую мелодию, в другом - показать ее так, чтобы слушатель смог открыть в ней черты, которых раньше не замечал. Так, в эпизоде "Сердце..." В. Витковский поручает варьировать тему скрипкам, отчего сильнее выявляется ее светлая настроенность, а в эпизоде "Дили-дили", прежде чем представить мелодию в обычном озорном виде, он смягчает колорит, ликвидирует моторность, и вот музыка неожиданно звучит как отголосок чего-то далекого и заманчивого.

          Итак, значительная часть музыки Дунаевского переоркестрована Витковским. Но эта

 

кредит наличными

dorama land