Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 19

переоркестровка не идет вразрез с эстетикой композитора и с его творческими принципами. "В вальсе из "Светлого пути" нет саксофонов, а я их туда ввел", - говорит дирижер. И по его рассказу нетрудно представить, с каким уважением и чувством ответственности он подошел к оркестру Дунаевского. Другие интерпретаторы полностью перекраивают партитуру - и ничего, ни слова. Впрочем, "перекройка" есть и у Витковского. Помимо заново оркестрованных номеров, у него встречаются внушительные комбинации из разных сочинений Дунаевского с соответствующей обработкой материала и с введением хора там, где у автора его никогда не было. В отдельных случаях Витковский заимствует приемы аранжировки у других интерпретаторов - например у Г. Гараняна, давшего новую версию инструментальных номеров из кинофильма "Веселые ребята". Но вся работа, проделанная Витковским, не имеет ничего общего с "пересмотром" или с "исправлением" Дунаевского. Его партитура представляет собой добросовестный труд, который подчинен основной цели - раскрыть поэтическую образность и юношеский оптимизм музыки.

          В. Масс и М. Червинский, вспоминая о создании либретто "Белой акации", советуют композитору не вмешиваться в работу драматурга: "Не в том ли причина рыхлости драматургической формы многих наших оперетт, - пишут они, - что композитор, активно участвуя в работе над созданием либретто, в сущности, становится чуть ли не соавтором драматурга и совершенно теряет возможность объективной оценки литературного материала?"17.

          Мысль эта, заслуживающая всяческого внимания, не может, однако, быть рецептом на все случаи жизни. Успех спектакля "Сердце, тебе не хочется покоя" был бы невозможен без тесного сотрудничества драматурга Л. Компанейца с В. Витковским и всей постановочной группой.

          Что же представляла собой новая пьеса? В основу ее сюжета были положены подлинные события, связанные с постановкой оперетты Дунаевского "Женихи". А события эти не были лишены и некоторого драматизма, так как советская оперетта до "Женихов" практически не существовала, и пришлось потратить немало сил на борьбу с перестраховщиками и консерваторами, которые привыкли к старым канонам и упорно сопротивлялись всему новому. Как известно, свое произведение Дунаевский вначале предназначал для Московского театра сатиры, где он руководил музыкальной частью. Однако театр, отличавшийся творческими дерзаниями, почему-то оробел перед "Женихами" и отказался от их постановки. Произведение было отдано в Московский театр оперетты. Но и там вокруг него разгорелись страсти, пока, наконец, не победили молодые энтузиасты во главе с Г. Яроном. Спектакль был поставлен и имел шумный успех. Рецензенты писали о важнейшем событии в художественной жизни страны - о рождении русской советской оперетты. Одним из самых горячих сторонников нового направления в оперетте стал А. Луначарский.

          Естественно, что драматург не ставил перед собой цели воспроизвести документально все перипетии борьбы за советскую оперетту. Тем не менее в его сюжете, действие которого перенесено в один из провинциальных городов второй половины 20-х годов, обобщены определенные факты из биографии Дунаевского. Творчество композитора нередко порождало различные дискуссии. И в 30-е годы, в связи с выходом на экраны кинофильма "Веселые ребята", и в 40-е годы, когда кое-кто пытался распространить легенду об угасании творческого дара композитора в то время, когда был создан "Вольный ветер"! Да и в 50-е годы Дунаевскому не раз приходилось отстаивать свою правоту...

          И вот в пьесе появляется некая Татьяна Ивановна - самовлюбленная провинциальная дама, неудавшаяся актриса, которой поручили "руководить" искусством в городе. Не ставшая сценической "звездой",

 

кредит наличными

dorama land