Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 5

подобно железу горящему, которое ежели остынет...

          А вслед за ним пожаловал и современник Шекспира Вебстер то же самое подтвердил:

          - Strike while the iron is hot!

          Да! Это ясно, ковать, ковать железо, пока горячо.

          Пишите! Пишите! От Елены Сергеевны и от меня привет!

          Ваш М. Булгаков".

          Но Дунаевский не торопился "ковать", и на Булгакова это действовало угнетающе. Отсутствие перспективы порождает в нем вялость. Над последними двумя картинами писатель работает уже в замедленном темпе - два месяца. 26 марта 1939 года, написав слово "Конец", он уже не спешит выслать композитору окончание либретто. Высылает он последние картины лишь 7 апреля, присовокупив к ним короткую сухую записку:

          "Дорогой Исаак Осипович!

          Посылаю при этом 4 и 5 картины "Рашели".

          Привет!

            М. Булгаков".

          Но не эта записка отражает душевную боль Булгакова. Потрясает приписка его жены, приписка, сделанная, по-видимому, без ведома писателя:

          "Дорогой Исаак Осипович, Миша мне поручил отправить Вам письмо, и я пользуюсь случаем, чтобы вложить мою записку.

          Неужели и "Рашель" будет лишней рукописью, погребенной в красной шифоньерке? Неужели и Вы будете очередной фигурой, исчезнувшей, как тень, из нашей жизни?

          У нас было уже много таких случаев. Но почему-то в Вас я поверила. Я ошиблась?

            Елена Булгакова".

          Здесь все: и горечь от сознания бесполезно потраченного труда (уж в который раз!), и рухнувшие планы выбраться из материальных затруднений в случае представления "Рашели" на сцене Большого театра, и душевная травма от разочарования в человеке, который мог бы стать другом, и слабая надежда, что не все еще потеряно...

          Дунаевский был очень добрым и чутким человеком, но он вряд ли по-настоящему представлял себе драматизм положения Булгакова. Конец 30-х годов оказался самым счастливым периодом в творческой судьбе композитора. Он купался в лучах всенародной и заслуженной славы. Не было такого уголка в нашей стране, где не звучали бы мелодии из "Веселых ребят", "Цирка", "Волги-Волги" и других его кинофильмов. Первым из советских композиторов он получил орден. Его увековечили при жизни - по Волге начал курсировать прекрасный пассажирский пароход "Композитор Дунаевский". Мучительные нравственно-философские искания Булгакова, его попытки соотнести глубокую древность с современностью в целях определения вечных идеалов общечеловеческого гуманизма не могли в то время вызвать понимание у Дунаевского, да он и не знал, что писатель именно сейчас завершает свою мудрую, скорбную и эксцентричную книгу "Мастер и Маргарита"... Это потом, в конце 40-х - начале 50-х годов, под влиянием трудных испытаний в личной и общественной жизни композитор мог бы понять интеллектуальную драму писателя, но, увы, Булгакова уже не было в живых...

          Все же факт остается фактом: композитор оперы не написал и тем самым вызвал у писателя горечь и разочарование. Некоторые музыковеды и театроведы (например, М. Янковский) считают, что опера не была написана в связи с начавшейся войной. Вряд ли с этим можно согласиться, потому что Дунаевский прекратил работу над оперой  з а   д в а   г о д а  до начала войны. Тут были причины более сложные. Попробуем их обосновать.

          В одном из своих поздних писем, говоря о том, что он по-прежнему одержим идеей создания оперы, Дунаевский указывал на причину, которая мешает ему вплотную приняться за дело, чтобы осуществить эксперимент: "Больше всего меня интересует и тревожит  п р о б л е м а   р е ч и т а т и в а, то есть той самой разговорной массы, которая не только цементирует арии и песни в опере, но и выражает движение действия в сюжете. С ариями, хорами, ансамблями я чувствую себя довольно

 

кредит наличными

dorama land