Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 6

И, конечно, самым любопытным объектом познаний в окружающей действительности является человек - сложное существо, в котором сходится в неисчислимых вариантах фокус всех лучей нашей жизни. Именно сталкиваясь с разными людьми, с разными человеческими индивидуальностями, мы как бы проверяем свои собственные взгляды, принципы, убеждения и из всяческих сопоставлений и сравнений выводим, что хорошо и что плохо. Выводим, конечно, законы не всеобщие, а для себя, не постоянные, а временные, до следующих встреч и сопоставлений.

      Поэтому мне очень понятно и близко все, что Вы говорите по поводу Ваших впечатлений от разговоров и встреч со мной.

      Я сам люблю жить чувством, я сам люблю то, что называется эмоциональным подходом. Поэтому я также люблю и понимаю людей, которые горячо и вместе с тем просто откладывают свои впечатления на чудесной палитре - душе.

      Душевное богатство - вот что самое главное в человеке и вот то, что он должен накапливать, собирать неизменно, непрестанно до конца жизни. И я снова убежденно повторяю то, что говорил Вам: душевное богатство - это не только результат радости и счастья, но и горя и страданий. От всего человек должен брать свое богатство.

      Вы пишете о взлетах и падениях у артистов и так называемых простых людей. Я думаю, что разницы здесь нет. Вы не думайте, что если я свое страдание высказал в музыке, то этим самым я его уничтожил в своей душе. Это было бы слишком просто. Ваша ошибка в рассуждении заключается в том, что Вы заранее ожидаете от чувства только плохого, мешающего жить, работать, заставляющего делать неисправимые и роковые ошибки и т.д. И Вы задаете совсем неправильный и смешной по наивности вопрос: "Почему нельзя жить без этих отвлекающих тебя от работы страданий, чувств, переживаний?"

      Кроме чувств, у человека существует разум, смысл, осмысление чувств, воля, стремление. Уметь управлять чувствами, направлять их - это тоже большое искусство, которому человек учится у самого себя.

      Исключая всякие роковые и драматические случаи чувствований, зависящие иногда не только от нашей, но и чужой воли, следует признать, что чувство двигает вперед всю человеческую деятельность. Чувство в его светлом преломлении, радость, счастье, внутренняя наполняемость заставляют человека вдохновенно работать, творить.

        В кипучей деятельности опять-таки человек ищет забвения от горя и разочарований.

      Всё в жизни проходит! Человек не должен смотреть на свое душевное творчество как на неизменное!

      Проходит и счастье, но проходит и горе! Только бессильные, безвольные и, просто говоря, душевно нищие люди плетутся в хвосте других воль и других душевных влияний, будучи не в состоянии отстоять высокую гордость, достоинство и независимость собственных чувств. Поэтому они отчаиваются от падений, размякают от горя, забрасывают работу, пьют, одним словом, ведут себя непозволительно. Человеку дано управлять своей жизнью. И все дело в этом. Оптимистическая сущность человека и заключается в том, что природа помогает ему сама в его стремлении к оптимизму. Это естественный процесс!

      Сколько человеческих мук и горя мы видим вокруг! Но природа, время, окружающая обстановка, наконец, сам организм помогают человеку встать на ноги. Поэтому бояться чувств и всех превратностей жизни мне представляется неверным. Человек, вступая в жизнь, вступает тем самым на путь всех радостей и опасностей, света и тьмы, в изменениях которых и заключается жизнь.

      Я хочу Вам привести четверостишие гениального иранского классика Омара Хайяма (XI век):

      Под этим небом жизнь - терзаний череда,

А сжалится ль оно над нами? Никогда!

О нерожденные! Когда б о наших муках

Вам довелось узнать - не шли бы Вы сюда!

      Мы не будем, подобно