Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

страница 16

или ином общественном разрезе, постольку в либретто неизбежно будут присутствовать элементы, до сих пор не бывшие в соприкосновении с музыкой. Согласитесь сами, что это очень трудная и совершенно новая задача. Мы восхищаемся гениальными ариями Германа, Ленского, Сусанина, Мазепы и Кармен. Но нужно принять во внимание и текст этих арий. Он весь - в привычных человеческих чувствах. Но ария, например, о партийном билете ("Поднятая целина" Дзержинского)7 - это уже нечто непривычное, принципиально новое. Дзержинский не решил этой задачи главным образом потому, что подошел к этому весьма упрощенно. Нельзя в музыке любовь к партийному билету, необходимость свято его хранить отождествлять с мелодикой любви к женщине и необходимостью свято эту любовь хранить, хотя и в том и в другом случае музыка имеет дело с человеческим чувством любви. Здесь уже нужно что-то другое. И это-то и представляет собой орешек, который весьма не легко раскусить.

      Проблема конфликта в драматургическом произведении сейчас очень трудна. И это тоже нечто принципиально новое, что решается современными авторами - иногда удачно, чаще неудачно. Опять-таки наши предшественники стояли перед привычными конфликтами: любовь, ревность, измена, социальное неравенство и т.д. Сейчас эти конфликты исчезают из искусства, во всяком случае теряют свое ведущее положение и уступают место (главное!) конфликтам, опять-таки основанным на изменившихся условиях жизни, общественносоциальных отношений т.д. Пока что конфликт в современных пьесах решается примитивно и однообразно. Мы часто видим в пьесах директора, который ошибается, и парторга, который не ошибается. На этом строится конфликт. Все остальные сюжетные нити, в том числе и любовные, имеют побочное значение. Конечно, это все плохо, хотя и имеет верное направление. Для оперы конфликт имеет огромное значение, так как дает композитору возможность симфонического развития музыки, противопоставления или скрещения тем. Примитивность конфликта неизбежно влечет обеднение чувств, а следовательно, опустошает и музыкальное содержание. Мы не можем сомневаться, что советская драматургия, как и вся литература, в конце концов, одолеет все трудности. Сейчас в литературе дебатируются многие решающие проблемы сюжета, в том числе и проблема показа человеческой личности во всем ее подчас противоречивом многообразии. Тогда драматургия двинется вперед, а за ней потянется и опера . Опера не может идти впереди драматургии. Сейчас наши композиторы много работают над оперой. Ближайшее время покажет, каковы будут успехи или неудачи. Во всяком случае, я думаю, эти новые работы послужат дальнейшим основанием для движения вперед.

      Мне лично кажется, что наше искусство, обогащенное большими общественными идеями, должно вернуться к человеку, к его чувствам, к неумирающим, вечно юным проблемам любви, дружбы, горя, надежды, страданий и радостей - одним словом, ко всему тому, что составляет сложный и тонкий мир человека, где бы он ни находился и какие бы исторические задачи он ни осуществлял. Тогда искусство заговорит полным языком. Тогда появятся новые "Онегины" и "Пиковые дамы".

      Кончаю свою "лекцию" и желаю Вам успехов и радостей.

        Дружески Ваш И.Д.

        16 ноября 1950 г.

      Дорогая Людмила! Я очень обрадовался Вашему письму, так как оно успокоило меня насчёт Вашего благополучия. Я очень ценю в человеке (особенно молодом) тот весьма и приятный и обязательный такт, который именуется в просторечии вежливостью, а на самом деле представляет собой нечто более сложное и важное.

      Дело в том, что неполучение поздравления по случаю праздника Октябрьской революции от хорошего и "свежего" друга, который как будто заинтересован во взаимном общении, я не мог расценить