Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - умер 25 июля 1955, Москва), композитор. Всего он написал музыку к 28 фильмам.
И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Главная arrow Статьи arrow Исаак Дунаевский: Эту радость я вижу вокруг
Главная
Исаак Дунаевский
Статьи
Оперетты
Балеты
Песни
Музыка к фильмам
Портреты
Гостевая книга
Ноты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дунаевский сегодня
И.Дунаевский, Л.Райнль. Почтовый роман
Исаак Дунаевский. Когда душа горит творчеством.... Письма к Раисе Рыськиной
Как погубили Исаака Дунаевского
Пиcьма И.О.Дунаевского к Л.Г.Вытчиковой

Исаак Дунаевский: Эту радость я вижу вокруг

Оглавление
Исаак Дунаевский: Эту радость я вижу вокруг
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
 

Она написана Д. Шостаковичем на слова Б. Корнилова в жанре лирической массовой песни: светлой и оптимистичной, воспевающей радость советской мирной жизни и труда. Впоследствии Дунаевский продолжил эту традицию в «Песне о Волге» из к-ф «Волга-Волга», «Летите, голуби» из документального фильма «Мы за мир» и др. Нужно отметить, однако, что у Шостаковича творческих удач на стезе массовой песни немного. Да и к киномузыке композитор долгое время не испытывал интереса. По словам его биографа С.Волкова, Шостакович «был склонен подчёркивать служебную роль музыки в фильмах» и считал, что «браться за её написание стоит лишь в ситуации крайней нужды» (выдержка с сайта aboutrock.ru).

Дунаевский же, напротив, относился к киномузыке, а также массовой и популярной песне со всей серьёзностью, поскольку его главной задачей было создание высококачественной музыки для широкой аудитории. Свою способность сочинять её композитор впервые доказал в «Весёлых ребятах». Этот фильм ознаменовал рождение отечественного музыкального кинематографа и создание нового типа киномузыки, которая перестала играть второстепенную, вспомогательную роль. В «Джаз-комедии» (первоначальное название фильма) проявилась очень важная черта, свойственная стилю Дунаевского, – образное и музыкальное многообразие. Одна и та же песенная мелодия претерпевала жанровые трансформации. Казалось бы непохожие, оригинальные музыкальные темы фильма оказывались связанными интонационно. А в одном и том же жанре могли воплощаться очень разные идеи, образы и настроения. Эти особенности музыки композитора нашли наиболее яркое и мастерское претворение в к-ф «Весна».

Новаторство Дунаевского проявилось и в песне-марше, который был им реформирован в «мирном», оптимистическом и радостном ключе. «Марш весёлых ребят» стал образцом неординарной трактовки этого жанра. Его первые звуки рождаются из пастушьего наигрыша. Затем в музыку привносятся черты джазовости, танцевальности, и лишь постепенно усиливаются элементы мужественности, из которых складывается коллективная песня-марш «в советском духе». Надо отметить, что Дунаевский не только создал новый тип массовой песни, но и сделал её важным компонентом своего композиторского стиля, используя, как выразительное средство в музыке для театра, кино и в оперетте.

В личной переписке композитора немало высказываний, свидетельствующих о его патриотизме и тяготении к идеям коллективизма. Возможно, эти особенности его мировоззрения и стали причиной интереса к массовой песне, воспевающей любовь к своей стране и радость коллективного действия.

Однако представления Дунаевского о коллективизме основывались на балансе индивидуального и коллективного начал. Подавление свободы личности для него было неприемлемо. Именно в «раскрытии человеческой личности во имя высшего блага Родины” композитор видел главную задачу искусства. Подобный подход соответствовал устоям свободного демократического общества, но не советской тоталитарной формы коллективизма, которая стала идеологическим орудием диктатуры. В письмах к Л. Вытчиковой в сентябре 1950 года Дунаевский с болью говорил о том, что советская музыка тонет «в море начётничества и догматических требований». «Хорошая, сказанная своими словами свежая творческая мысль, оценивается положительно только тогда, когда она совпадает с политикой настоящего момента».4 Он жаловался на отсутствие «свободной, большой дискуссии и возможности агитировать за любое мнение, основанное на честных и убедительных доводах». Резко критиковал систему образования за догматизм и шаблонность преподавания. А в качестве образцов разнообразных источников знаний и свободомыслия приводил в пример дореволюционные гимназии, университеты и консерватории.

Состояние внутренней свободы было необходимым для Дунаевского: «Моя “система жизни”… даёт мне почти неограниченную свободу действий, мыслей … полное невмешательство в мой внутренний мир, остающийся только моим личным делом. Я к этому привык за многие годы».6 Стремление композитора оставаться независимым выражалось в его нежелании вступать в партию и, по возможности, оставаться в стороне от политики. В его творчестве не наблюдается интереса ни к чисто партийным темам, ни к идеологическому официозу.



 

кредит наличными

dorama land